Ульяновское региональное отделение Общероссийской общественной организации
"Российское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал"
СИМБИРСКИЙ МЕМОРИАЛ

ПОДДЕРЖАТЬ МЕМОРИАЛ

Списки жертв политических репрессий

Симбирский Мемориал в Архиве Академика Сахарова. Москва 28.02.2019 г.

Председатель Симбирского Мемориала Сергей Плясунов, находясь в Московской командировке посетил Архив Академика Сахарова. Проведена работа с документами которые связаны с жизнью Андрея Дмитриевича Сахарова в Ульяновске. В очередной раз хочется написать слова благодарности за радушный прием и всевозможное содействие заведующей Архивом Сахарова, победителю ежегодной Премии МХГ в области защиты прав человека, в номинации «За экспертную и научную деятельность в области прав человека» Бэле Хасановне Коваль – близкому другу Андрея Дмитриевича Сахарова и Елены Георгиевны Боннэр, которая помогала и поддерживала их в самые трудные годы ссылки.


С 1994 года Бэла Хасановна — заведующая Архивом Сахарова в Москве. Архив Сахарова, расположенный в доме, где жил Андрей Дмитриевич – это уникальное собрание документов, публикаций, книг, фото-, видео– и аудиоматериалов из личных архивов и библиотек Андрея Сахарова и Елены Боннэр. Архив работает и как музей с бесплатными экскурсиями. Имя Андрея Сахарова является символом правозащитного движения, невозможно понять, что такое правозащита, если ничего не знать о Сахарове.

Бэла Коваль и коллектив Архива, а это дружная слаженная команда, выполняют огромную работу по систематизации, изучению и по возможности популяризации наследия Сахарова: сайт, издания, постоянная экспозиция, экскурсии… Архив является, так сказать, "главным экспертом" по Сахарову Сахаровского центра, что призвано обеспечить научную точность, достоверность материалов Центра, посвященных Сахарову. Именно это – научную точность и достоверность – очень ценил Андрей Дмитриевич Сахаров.


10 декабря 2012 г., в День прав человека Московская Хельсинкская группа объявила имена лауреатов своей ежегодной Премии в области защиты прав человека. Победителем в номинации «За экспертную и научную деятельность в области прав человека» стала заведующая Архивом Сахарова в Москве Бэла Хасановна Коваль.

Бэла Хасановна руководит Архивом с момента его основания в 1994 г. За это время Архив, основу которого составили безвозмездно переданные Еленой Боннэр документы, материалы, публикации и книги из личных собраний Андрея Дмитриевича Сахарова и ее собственных, стал крупнейшим хранилищем исторических источников о жизни и деятельности академика Сахарова и научной работы с ними. Архив – это десятки тысяч документов (рукописные и машинописные тексты, тексты с правкой Сахарова, письма, записки и рисунки), более полутора тысяч фотографий, сотни часов аудио- и видеозаписей, тысячи статей и книг о Сахарове и многое другое. Материалы Архива открыты для посетителей – для них проводятся экскурсии. Под руководством и при непосредственном участии Бэлы Хасановны эта огромное собрание постоянно пополняется, учитывается и систематизируется и тем самым становится доступным исследователям и сохраняется для всех, кому дорога память о жизни и трудах Андрея Сахарова.


Вот что член Московской Хельсинской группы Борис Альтшулер рассказал о Бэле Хасановне Коваль, представляя ее на вручении премии:

«Близкий друг Андрея Дмитриевича Сахарова и Елены Георгиевны Боннэр, заведующая Архивом Сахарова в Москве с момента его основания 18 лет назад. Не будет преувеличением сказать, что Бэла Коваль – главный специалист по Сахарову не только в России, но и в мире, не считая, конечно, детей Елены Георгиевны Боннэр Таню и Алешу Семеновых.

Имя Сахарова является символом правозащитного движения: невозможно понять, что такое правозащита, если ничего не знать о Сахарове. Коллектив Архива, а это дружная слаженная команда, выполняет огромную работу по систематизации, изучению и, по возможности, популяризации наследия Сахарова: сайт, издания, постоянная экспозиция, экскурсии… Архив является, так сказать, «главным экспертом» по Сахарову Сахаровского центра, что призвано обеспечить научную точность, достоверность материалов Центра, посвященных Сахарову. Именно это – научную точность и достоверность – очень ценил Андрей Дмитриевич Сахаров.

И немного из прошлого, знание которого позволяет лучше понимать настоящее, позволяет не терять масштаба.
Трудно сказать, сколько раз Бэла Коваль сама либо вместе с Еленой Боннэр или Андреем Сахаровым посещала ссыльных и заключенных по всему СССР. И в 1987 году, после ссылки Сахарова и Боннэр, она вместе с ними ездила исследовать места возможного заключения и гибели Рауля Валленберга.


Во время ссылки Сахарова она ездила в Горький три раза, естественно, без спросу, партизански:
1. В июне 1980 года, через полгода после высылки Сахарова. Тогда удалось проскочить в квартиру, поскольку милиционер отвернулся. Она пробыла с друзьями 2 дня и благополучно вернулась в Москву. Период был еще либеральный.
2. Затем – в конце ноября 1981 года, во время первой голодовки Сахарова и Боннэр. В этот раз удалось только на три минуты подойти к балкону и взять у Елены Георгиевны письмо. Задержали Бэлу уже в автобусе, потом – 7-часовой допрос, а вот личного обыска удалось чудом избежать. Вот как она сама рассказывала об этом на митинге, посвященном открытию мемориальной доски на доме Сахарова в Горьком в январе 1990 года: «От личного досмотра и милицейского карцера меня спас листок бумаги, затесавшийся в сумочку, которую я тщательно выворачивала перед поездкой в Горький. Это был черновик письма на имя известного западного политического деятеля, к которому обращалась с мольбой о помощи мать одного политзека, отбывающего свой срок в пермских лагерях. Криминал с точки зрения ГБ. Они успокоились, что хоть что-то нашли. И порешили передать мое дело в Москву. Не было личного обыска и, благодаря этому, удалось вывезти в Москву письмо, которое Елена Георгиевна передала мне с балкона».
3. Третья поездка была в самый черный период, в мае 1984 года, и была неудачной. Квартира была блокирована со всех сторон, а окна темные. Бэла говорит, как это было страшно.


В общем, я искренне поздравляю Бэлу Коваль с премией Московской Хельсинкской группы 2012 года в номинации «За экспертную и научную деятельность в области прав человека»».

Легко сказать «заведующая архивом»! В случае Бэлы Хасановны это не просто должность. Она — создательница Архива Сахарова, его устроительница и хранительница, несущая миссию, доверенную ей Еленой Боннэр и друзьями Сахарова с той минуты, когда зародилась сама идея Архива. Друзья и близкие Сахарова выбрали Бэлу Коваль потому, что она сама была другом его дома — проверенным десятилетиями, надежным, смелым и честным. Только такие друзья были в этом доме.


И они не ошиблись. Бэла Коваль сумела создать первый в новой России общедоступный негосударственный архив общественного деятеля. Никто лучше нее не мог бы справиться с такой задачей — собирать и систематизировать все, что так или иначе связано с личностью и деятельностью Андрея Дмитриевича Сахарова, что освещает его биографию, характер, интересы, его научные труды, его мировоззрение, широкий круг его отношений с современниками и его образ в глазах тех, кто не был знаком с ним лично, но для кого академик Сахаров был и остается одной из ключевых фигур для истории человечества в ХХ веке.

Сегодня Архив Сахарова с его коллекциями и двумя музейными экспозициями являет собой не просто образцовое учреждение подобного рода; в этом архиве живет живая память о Сахарове.

Исследователи, журналисты, кинодокументалисты, аспиранты, студенты, школьники — все, кто за последние 25 лет обращался к биографии Сахарова, кто нуждался в источниках, в достоверной информации и в совете человека, знающего многие исторические события и процессы изнутри, — неизменно идут к Бэле Хасановне.